Малый средний и крупный бизнес критерии 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый средний и крупный бизнес критерии 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ФНС ведет реестр средних и малых предприятий. Он создается автоматически по условиям налоговой отчетности, которую подают бизнесмены. Сведения в реестре обновляются каждый год 10 августа. Проверить принадлежность фирмы можно по ИНН на официальном сайте ФНС.

Статус фирмы меняется, если 3 года подряд финансовые результаты субъекта не соответствует установленному ранее виду. Информация о субъекте хранится в реестре 5 лет после остановки деятельности.

Главными признаками, определяющими вид организации, является численность работников и суммарный годовой доход. Для некоторых организационных форм ограничена степень участия крупных игроков в уставном капитале и голосующем пакете акций. Бизнесменам не требуется подавать сведения для регистрации статуса, он определяется автоматически. Представители малых предприятий могут получать помощь от государства.

I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • общественные организации,
  • религиозные организации (объединения),
  • благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)

владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • иностранные юридические лица и (или)
  • юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,

должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

Ограничение в отношении суммарной доли участия:

  • общественных объединений инвалидов,
  • иностранных юридических лиц и (или)
  • юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

не распространяется на:

  • участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
  • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).

б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).

Читайте также:  Налоги на недвижимость в 2023 году при продаже и при дарении

е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.

2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:

  • до 15 человек включительно для микропредприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий;
  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.

Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное

Преимуществ, которые дает статус малого предприятия, можно лишиться, если компания перестанет соответствовать его требованиям.

Предприятие больше не считается малым, если процент участия в уставном фонде стал превышать предельные значения. Дата внесения записи в ЕГРЮЛ о том, что уставный капитал организации изменился, будет считаться моментом перехода в статус среднего или крупного предприятия.

Что касается основных критериев, правила менее строгие. Если штат или суммарный доход от осуществления всех видов деятельности превысит предельные значения, статус меняется не сразу. Он сохраняется в течение трех лет.

Новый статус определяется с учетом критериев, которые указаны в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства

Дополнительные параметры отнесения предприятия к малому бизнесу рассчитаны на ООО и АО и касаются суммарной доли участия других компаний в уставном капитале. Здесь значения следующие:

  • доля участия иностранных субъектов и юрлиц (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) — не более 49%;
  • доля от участия РФ, региональных субъектов и НКО — не более 25%.

Господдержка малых предприятий в 2021 году

Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны за счёт налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами. Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке.

Предприниматели имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ. Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях.

Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности.

Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования. Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0. Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.

Как определить среднее предприятие

Субъекты среднего предпринимательства обладают меньшим объемом преференций, чем малые предприятия России, но и этот статус приносит определенные выгоды.

К ним относятся компании и ИП, у которых:

  • среднесписочная численность штата — 101–250 человек. Эта характеристика малого предприятия имеет только одно значения, но для средних организаций здесь есть несколько исключений: если организация входит в утвержденный Минпромторгом перечень компаний легкой промышленности, то для нее норматив по штату составляет от 251 до 1000 человек, а у организаций общественного питания этот показатель достигает 1500 человек;
  • годовой доход не превышает 2 млрд рублей.

Проверки малого бизнеса

Отдельный вид льгот для субъектов мелкого предпринимательства — это ограничение контрольной деятельности со стороны государственных структур. Если фирма включена в реестр СМП, то контролеры должны соблюдать установленные нормы по продолжительности проверки. Например, для микропредприятия длительность контроля со стороны одного ведомства не должна превышать 15 часов в год. Для среднего бизнеса — не более 50 часов в год.

В дополнение чиновники ввели особые надзорные каникулы. Это два года, в течение которых малый бизнес освобожден от ревизий и выездных проверок (Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ). Отметим, что надзорные каникулы — это не полное освобождение от контроля. Некоторых видов проверок избежать не удастся. Например, проверок МЧС, Росалкогольрегулирования и прочих ведомств.

Читайте также:  Специальный страховой и специальный трудовой стаж

Помимо этого, предприятия, ведущие деятельность, требующую обязательного лицензирования, получают право на надзорные каникулы. Например, банки, ЧОПы, страховщики и фармацевты освобождаются от солидной части ревизий.

Примеры субъектов малого предпринимательства

Чтобы понять, что из себя представляет малый бизнес, следует рассмотреть несколько примеров:

  • Услуги. К данной категории относится репетиторство, клининговые услуги, салоны красоты, парикмахерские, маникюрные салоны и прочее.
  • Питание. К малому бизнесу можно отнести небольшие столовые, кафе, заведения фаст-фуда. Для успешности такого дела лучше выбрать направление национальной кухни или приготовление блюд узкой направленности.
  • Малый бизнес в домашних условиях. Вести собственное дело можно, не выходя из дома. Создание обуви, одежды, приготовление кондитерских изделий – все это можно делать в собственной квартире.
  • Строительство. Выполнение масштабных работ в МБ затруднительно, но создание компании по проведению мелких ремонтных работ, прокладке линий коммуникаций – довольно распространенная сфера деятельности для небольших предприятий.

Недостатки малого бизнеса

1. Ограничение в ресурсах

Для малого бизнеса требуются минимальные инвестиции, но в то же время они получают и меньше доходов. Как итог, чем меньше доходов – тем меньше путей для дальнейшего развития компании.

Так, например, средняя компания с годовым оборотом в 700 000 000 рублей имеет возможность приобретения нового оборудования стоимостью 3 000 000 рублей для производства новых товаров, в то время как малый бизнес, с оборотом до 100 000 000 рублей в год и чистой прибылью 200 000 рублей в месяц, вынужден будет копить на развитие.

2. Высокий уровень конкуренции

Малому бизнесу довольно трудно конкурировать со сторонними компаниями. Крупные компании развивают свой бренд, предоставляют клиентам выгодные условия покупки и работают на удержание целевой аудитории. В то время, как малый бизнес в подавляющем большинстве случаев предлагает «все как у всех». Из-за ограниченного дохода предприниматели не могут выстроить сильное конкурентное УТП.

Например:

  • нельзя давать скидки в 10–50%, так как это сильно повлияет на рентабельность;
  • запрещено предлагать клиентам комплексное сопровождение, так как в штате не хватает нужных специалистов, а нанимать их ради 1–2 клиентов невыгодно.

Законодательное регулирование

Регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса в России начались с Указов президента о разработке специального законопроекта, в котором были бы четко прописаны критерии малого и среднего бизнеса, по которым их можно было бы определить и отделить от крупного предпринимательства. Так, в 2007 году на свет появился ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства РФ». Впоследствии закон несколько раз редактировался с учетом экономических изменений в стране.

Другим законодательным актом, регулирующим деятельность малых и средних предприятий, является постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». В этом постановлении указывается один из трех основных критериев определения малого бизнеса, среднего и микропредприятий. Для микропредприятий максимальная планка дохода составляет 120 млн рублей дохода в год. Если оно зарабатывает больше, то его причисляют к малым.

Раньше, до принятия этого закона, фирмы, занятые таким видом деятельности, не имели каких-либо особенных условий и должны были вести налоговый и бухгалтерский учет наравне с крупными предприятиями. Для их регистрации также приходилось собирать внушительный пакет документов. Сегодня, благодаря принятому закону и постановлению, открыть бизнес стало проще. Снизились административные издержки, появилась возможность зарегистрироваться в качестве предпринимателя онлайн на сайте госуслуг.

Перед тем как начать собственное дело, сопоставьте все плюсы и минусы для различных экономических масштабов. Например, вот основные минусы малого бизнеса:

  • большой уровень экономического риска;
  • зависимость от более крупных игроков на рынке;
  • высокое влияние персонала на конечный результат;
  • невысокий профессионализм управленцев;
  • сложности при получении кредитов и субсидий.

Имеет значение и размер первоначального капитала. Чем выше накопления, тем больше шансов продержаться во время кризиса и не обанкротиться.

Недостатки среднего бизнеса:

  • жесткая конкуренция и угроза поглощения крупными предприятиями;
  • трудности при получении лицензий и патентов;
  • периодическая нехватка денежных средств в обороте.

Риски владения крупной компанией:

  • избыточная экономическая концентрация;
  • локализация хозяйственных отношений;
  • блокировка горизонтальных коммерческих связей, отсутствие возможности выйти за рамки конкретного предприятия.

Концепция функционирования малых и средних предприятий как экономических агентов

Концептуальные основы функционирования малых и средних предприятий в экономике определяются двумя плоскостями экономической науки: теорией фирмы и микроэкономикой.

Малым бизнесом признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Поэтому определение малого и среднего бизнеса, а также критерии отнесения предприятий к данным совокупностям варьируются в зависимости от государств. Кроме того, отдельные учреждения, например, статистические организации, аналитические агентства, могут выделять свои специфические критерии, обусловленные целями их исследований, сбора данных и иных задач, связанных с обработкой информации по малым и средним предприятиям. Типовые критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу:

  • количество сотрудников,
  • годовой объем продаж,
  • совокупные активы предприятия.
Читайте также:  Как подать на алименты в Казахстане: инструкция

Некоторые зарубежные экономисты выделяют определенные критерии, которые определяют принадлежность предприятия. Один из вариантов такого деления показан в таблице.

Критерии определения принадлежности к малым и средним предприятиям

Type of Enterprise

Definition

Micro Enterprise

Up to 10 employees, total assets of up to $10000 and total annual sales of up to $100000

Small Enterprise

Up to 50 employees, total assets and total sales of up to $3 million

Medium Enterprise

Up to 250 employees, total assets and total sales of up to $15 million

Источник: Ayygari, M., Beck T. and Demirguk-Kunt, A., 2003, Small and Medium Enterprises across the Globe: A New Database, Banco Mundial.

В малом бизнесе вопросами маркетинга (а иногда еще и сбыта в целом) занимается сам руководитель (и владелец) компании. Максимум, что он может себе позволить, это помощник, который кроме вопросов маркетинга будет заниматься еще кучей разных других задач.

В среднем бизнесе вопросами маркетинга должен заниматься как минимум один специально выделенный для этого специалист — «менеджер по маркетингу», а как максимум — отдел из 2-8 сотрудников. При этом вопросами сбыта занимается отдельная служба или управление.

В крупном бизнесе должно быть «управление маркетинга», возглавляемое директором или вице-президентом по этим вопросам. Называться это подразделение может как угодно:

  • «служба/отдел/департамент/группа маркетинга»;
  • «планово-экономический отдел»;
  • «отдел стратегического планирования»;
  • «департамент рекламы и PR»;
  • и т.д., и т.п.

Благополучие каждой компании зависит от множества факторов, но если говорить о размерах предприятия, то есть некоторая база, которой следует придерживаться, чтобы добиться максимального результата при минимальной трате ресурсов.

Для маленькой организации крайне важными являются сотрудники, в том числе занимающие руководящие должности и четкий заранее заготовленный план развития. Если следовать ему и наблюдать за эффективной работой каждого работника, можно достичь очень важных побед и свершений.

Среднему предпринимательству необходимо научиться быстро реагировать на изменяющиеся условия. Таким образом, можно избавиться от одного из главных недостатков. Не меньший успех можно достичь при эффективном менеджменте. Именно руководящий состав может способствовать быстрой адаптации.

Крупному бизнесу для длительной работы необходима четкая стратегия, которая сможет нормально функционировать через год, пять и даже десять лет, то есть всегда следует думать о перспективе. Это позволит выживать в самый сложный экономический кризис, выходя из него без больших потерь.

По активности в сфере маркетинговых коммуникаций

По данным опроса «О состоянии и перспективах развития рынка маркетинговых услуг в России», проведенного Гильдией маркетологов в 2006-м году, общий объем заказов, полученных исследовательскими компаниями, на проведение количественных исследований рынка в 2006-м году составил 135 миллионов долларов, качественных исследований — 50 миллионов долларов. Средняя стоимость количественного исследования (по экспертным оценкам) составляет около $15 тысяч долларов, качественного — $7-10 тысяч. Таким образом, в 2006-м году по заказам российских и западных компаний было проведено около 14-16 тысяч исследований (исследовательских проектов). Допустим, три тысячи исследований (никак не более) были проведены по заказу западных клиентов. Еще 2-3 тысячи — по заказу крупных российских компаний, каждая из которых за год заказывала 2-3 исследования, в среднем. Значит, 8-11 тысяч исследований было проведено по заказу российских компаний среднего бизнеса.

Конечно, далеко не все средние компании ежегодно нуждаются в проведении исследований силами внешних исследовательских структур. Не все из тех, что нуждаются, понимают это. Не все из тех, что понимают необходимость заказа проведения исследований, могут оплатить их проведение (или ошибочно думают, что не могут себе этого позволить). Но, даже если допустить, что только четверть компаний среднего бизнеса заказывают проведение исследований, то получается, что таких компаний в России от 32 до 44 тысяч.

По данным того же опроса в 2006-м году 4-5 тысяч компаний воспользовались услугами директ-маркетинго-вых агентств. А услугами BTL-агентств — 10-12 тысяч компаний. Эти цифры весьма близки к нашей оценке «СРЕДНИХ» компаний.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *